Особенности метода Айенгара

В книге Сватамарама «Хатха-Йога-Прадипика» сказано:

Успеха в йоге достигнет всякий,
кто сумеет одолеть свою лень.
И неважно, молод он либо стар,
болен, слаб или даже дряхл.
Лишь бы практика его была настойчивой.


Эти слова были написаны много веков назад, но они как нельзя лучше отражают суть метода Айенгара. Йога Айенгара является классической хатха-йогой, истоки которой уходят в глубину веков. Шри Б. К. С. Айенгар создал свой метод обучения йоге, который снискал огромную популярность и на сегодняшний день является одним из самых авторитетных и распространенных в мире.

Безупречность тела – как основа безупречности ума и эмоций. Шри Б. К. С. Айенгар учит йоге более семидесяти лет, и в течение всего этого времени развивается и углубляется его метод. Практика йоги с самого начала требовала от него огромных усилий и внимания, так как здоровье его было слабым. Годы практики не только сделали его тело выносливым и сильным, но и дали уникальное понимание поз – ведь результаты их воздействия были проверены на собственном опыте. Он объяснил и подкрепил примерами все традиционные аспекты йоги, заново открыл и систематизировал целый ряд поз и методов дыхания, провел обширные исследования терапевтического эффекта йоги.

В молодости Айенгар отдавал предпочтение динамичной, силовой и даже несколько жесткой практике, которая в первую очередь была призвана укрепить тело. Гуру Айенгара, Т. Кришнамачарья, учил таким образом молодых аристократов из воинского сословия.

Однако со временем Айенгар понял, что такая практика эффективна только для молодых и здоровых людей. Возраст или проблемы со здоровьем становились препятствием для занятий йогой. Айенгар начал посвящать все больше внимания глубокой и тонкой работе в позе. Практика становится более статичной, длительное пребывание в позе усиливает ее воздействие не только на мышцы, суставы и связки, но также на внутренние органы, системы и даже клетки, эмоциональное состояние и ум. Таким образом, поза действует не только на поверхностном, физическом, но и внутреннем, физиологическом уровне, что является одной из основополагающих черт метода.

Тесно связана с этим и другая особенность: в процессе практики тело становится не только более сильным и гибким, но также более симметричным и ровным. Понятия ровности и выравнивания тела в позе являются ключевыми в йоге Айенгара. Дело в том, что тело выравнивается не только на физическом уровне. Постепенно изменения начинают происходить и на более тонких и глубоких уровнях: выравнивается и уравновешивается система энергетических каналов и центров, которая оказывает самое непосредственное влияние на психо-эмоциональное состояние и сознание, ум. Асана – поза, которая есть искусство расположения тела как единого целого: физически, ментально и духовно. Когда асана выполняется правильно, различия между телом и умом, умом и душой стираются. Если посредством правильной практики асан сохраняется здоровье клеток, здоровой становится и физиологическая оболочка, а ум приближается к душе.

Еще одной особенностью метода Айенгара является постепенность развития практики, переход от простых поз к сложным и пранаяме по мере того, как тело и сознание становятся готовыми к их выполнению. На начальных этапах практики Айенгар не рекомендует выполнять сложные позы, потому что тело еще не обладает необходимой силой и стабильностью, а ум недостаточно внимателен и сконцентрирован. Неоценимую роль в практике начинающих играют позы стоя, в йоге Айенгара они занимают особое место. Несмотря на то, что эти позы существовали очень давно, до Айенгара им не придавали большого значения, считая чем-то второстепенным. Шри Б. К. С. Айенгар посвятил много внимания углублению и более утонченному выполнению поз стоя, видя в них неисчерпаемый источник укрепления и раскрытия тела, подготовки к более продвинутым этапам практики. Позы стоя можно без преувеличения считать фундаментом метода Айенгара.

Как уже было сказано выше, только правильно выполняемые позы дают желаемый результат. Придать телу правильное положение и сохранить его в течение определенного периода времени может далеко не каждый. Поначалу это вызывает проблемы даже у молодых и здоровых людей: к сожалению, наш малоподвижный образ жизни не способствует поддержанию хорошей физической формы. Отсюда еще одна особенность метода Айенгара: использование разнообразных вспомогательных материалов (мягких валиков, болстеров, деревянных кирпичей, подставок разной высоты и формы, одеял, ковриков с шероховатой поверхностью, стульев, ремней и веревок), которые позволяют с самого начала правильно расположить тело в пространстве. Оно получает опору, которая абсолютно необходима для правильного развития и стабильности позы. Большой выбор материалов и практически безграничные возможности их сочетания позволяют учитывать индивидуальные особенности строения тела и степень его подготовленности. В соответствии с этим подбирается уровень нагрузки и обеспечивается правильное ее распределение.

Детальная работа и индивидуальный подход дают возможность заниматься йогой всем желающим и сделать практику каждого оптимальной. Регулярная и правильная практика способствует достижению самых разных целей – от улучшения состояния здоровья и внешности до гармоничного развития личности в целом.

(из книги Т.В. Мягкоступовой "Йога")